Малолавровский
филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»
Урок-исследование
По
изучению стихотворения-баллады
А.С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
7 класс
Учитель:
Миллер Ольга Валерьевна
Цель:
научить учащихся глубже анализировать
поэтический текст, соотносить содержание
с критической и мемуарной литературой,
разгадывать зашифрованную информацию,
оставшуюся вне поля зрения при
поверхностном чтении.
ТСО:
учебник литературы, иллюстрации к
стихотворению, выставка книг А.С. Пушкина,
выставка критической литературы, рисунки
учащихся, запись на доске, словарь урока.
Эпиграф:
Пушкин первый создал у нас литературу.
Впервые встала из прошлого, точно
взволнованная властью рукою чародея,
стародавняя русская быль. На благоговейное
удивление русского народа показался
летописец земли Русской…
(Е.
Поселянин)
План
урока
- Вступительное слово учителя.
а)
цель урока.
б)
о работе по творческим группам:
литературоведы
языковеды
историки
искусствоведы.
в)
биографическая справка о времени и
месте создания стихотворения.
2.
Работа по творческим группам
а) чтение
стихотворения по ролям (наизусть)
б)
анализ и исследование стихотворения
в)
комментарии
г)
справки из критической литературы
д)
ответы на вопросы учителя
е)
личные впечатления.
3.
Итог урока. Выводы.
4.
Домашнее задание. Оценки за урок.
Ход
урока.
- Вступительное слово учителя.
Наш урок
– это урок-исследование по
стихотворению-балладе А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге».
Наша
задача не только познакомиться со
стихотворением и научиться выразительно
читать его. Главное, увидеть, отыскать,
понять в стихотворении то, что при
поверхностном чтении можно не заметить,
не разглядеть. Понять замысел поэта,
его мысли, его чувства. Увидеть время,
историческую эпоху, которая изображена
в стихотворении. Для исследования
стихотворения мы образовали творческие
группы: литературоведов, историков,
языковедов и искусствоведов. До урока
они получили соответствующие задания
и проводили работу с критической
литературой. Далее следует краткая
биографическая справка и история
создания стихотворения.
- Запись в тетрадь темы урока.
- Работа по творческим группам:
а).
чтецы выразительно по ролям читают
стихотворение.
Б).
комментарии. (записи в тетрадь)
Баллада
– стихотворение, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие,
предание с острым напряженным сюжетом…
в).
Анализ по вопросам:
-
что легло в основу баллады «Песнь о
вещем Олеге?»
Историки.
Языковеды.
Вещий
– предвидящий будущее, пророческий.
«Песнь
о вещем Олеге» - баллада, имеющая в основе
своей легенду о смерти киевского князя
Олега. Событие отстоит от нас на тысячу
лет. Однако, поэт излагает действие, как
будто оно происходит на наших глазах.
-
как поэт приблизил к нам то, что было
тысячу лет назад?
Историки.
(о действительных фактах).
Литературоведы.
(Образ Олега, образ кудесника).
Искусствоведы.
(анализируют репродукции).
Языковеды.
(словарь стихотворения).
- Что предсказал кудесник?
Верит
ли предсказанию Олег?
Противопоставлен
ли князь и кудесник?
На
чьей стороне автор?
Работают
все группы.
Тема
предсказания, гадания, ворожбы в
литературе.
В.А.
Жуковский «Светлана» (наизусть)
- Почему Олег трагично воспринял предсказание?
Как
относились к коню в Древней Руси?
Чтец
читает наизусть стихотворение А. С.
Пушкина «Конь»
- Сбылось ли предсказание кудесника?
Верит
ли в предсказание А. С. Пушкин?
Стихотворение
«Пророк» А. С. Пушкина
- Вопросы учителя литературоведам.
Считается,
что словами волхва Пушкин провозгласил
независимость поэзии и духовную свободу
поэта от мирской власти царей… Согласны
ли вы с этим суждением?
Языковедам.
Объясните
слово «вещий». К кому в большей степени
оно относится (к князю или кудеснику)?
Историкам.
Вы
прочитали летопись и пушкинский текст.
Какой из этих текстов лучше пересказать,
какой инсценировать?
Искусствоведам.
Если
бы вам предложили подготовить памятник
литературному герою, кому бы вы его
поставили?
- Выставка критической литературы (комментарий литературоведов).
- Выставка рисунков (комментарии искусствоведов).
- Итог урока. Выводы.
Стихотворение
«Песнь о вещем Олеге» не оставило вас
равнодушными, потому что это стихотворение
поистине народное. Во-первых, сюжет –
русский, в основе его историческое
предание, связанное с историей страны.
Лексика, стилистика, особенности ритмики,
лирическое звучание придают балладе
черты народности. Потому это стихотворение
было, будет известно и любимо многими
поколениями.
4.
Домашнее задание (по
выбору)
- стихотворение
наизусть
- отзыв
5.
Оценки за урок.
А не подскажете где можно найти илюстрацию черепа коня Олега со змеёй???Помню что в какой то литературе видел , но в нете найти не могу(((Только илюстрации Васнецова.
ОтветитьУдалить