Тема:
В.П.Астафьев.
«Васюткино
озеро».
Человек
и природа в рассказе.
Цель:
- знакомство с
биографией и творчеством писателя;
- обучение анализу
прозаического текста;
- развитие навыков
устного словесного рисования;
- обучение
комментированному чтению, эмоциональному
чтению;
- понятие
«автобиографическая проза», пейзаж в
художественном произведении;
- воспитывать
любовь к истории нашего народа; любовь
и бережное отношение к природе;
- умения и навыки
поведения в лесу, роще и т.д.
Оборудование:
Портрет писателя;
Карта России;
Выставка книг
В.Астафьева;
Уголок тайги;
Диафильм из
рисунков обучающихся;
Раздаточный
материал
План
урока:
1. Цель урока -
3м
2. Слово о писателе-
4м
3. Учимся
анализировать- 10м
4. Комментированное
чтение- 10м
5. Природа в
стихах- 4м
6. Игра «Как я
знаю содержание?»- 5м
7. Диафильм по
нашим рисункам-2м
8. Итог урока-
2м
Эпиграф
урока:
«Природа
у Астафьева
является
мерилом человека…
Она
проверяет его на силу характера,
на знание
законов леса.
Только
достойному природа
ответит
благодарностью».
А.Г.Вампеев.
Счастье
– это быть с природой,
видеть
ее, говорить с ней.
Л.Н.Толстой
Ход урока:
- Слово учителя о цели урока:
Сегодня
мы проведем заключительный урок по
роассказу В.П.Астафьева «Васюткино
озеро».
Тема
урока: «Человек и природа в рассказе».
Надо
признать, что ценности природы не всеми
понимаются одинаково. Для одних лес-
это всего лишь место, где можно и
заблудиться. Если нет грибов и ягод –
в лесу им скучно.
Для
других – это мир, полный тайн, красоты,
мир, где человека покидают и душевные
и телесные боли.
Чувство
природы врожденное. Оно есть у каждого
человека. Но чувство это может и спать.
Наши уроки должны пробуждать у Вас
чувство природы.
Мы
должны понять и полюбить ценности
природы и человека, как часть природы.
- Слово о писателе.
Мы
знаем с вами много замечательных
писателей- наших современников.
Самый
серьезный, самый строгий и талантливый
В.П.Астафьев.
Он
очень любил родную деревню. В его
произведениях всегда есть и люди, и
события, и поступки, которые согревают
наши души.
Ученик:
«Далеко – далеко возникло легкое
движение, колыхнулась серебряная нить…
. Там, в неторопливо приближающемся
прошлом, под куполом небес, притушив
дыхание, идет ко мне озаренный солнцем
деревенский мальчик.
Беру
в свою большую ладонь руку мальчика и
мучительно долго всматриваюсь в него,
стриженного, конопатого- неужто он был
много, ая им?!»- так писал о себе В.Астафьев.
Словарь
урока.
Автобиографическая проза.
-
Пейзаж
- Учимся анализировать.
– Какое
событие лежит в основе рассказа?
(
сценка из рассказа.
Автор
Мать
Васютка)
– Как
вы думаете « проверяла ли природа
Васютку на силу характера, на знание
законов леса?»
Докажите
это.
-
Можно ли назвать Васютку достойным?
Какие трудности встретились на его
пути?
-Как
он относился к природе?
-
Ответила ли ему природа благодарностью?
Если
да, то как?
Работа
с текстом.
- Комментированное чтение.
Выразительное
чтение отрывков (с.169)
-
Какими эпитетами характеризуется тайга?
-
Почему она показалась мальчику «
молчаливой», «равнодушной»?
-
Какое впечатление производит этот
пейзаж?
-
Какую цель ставит автор при его создании?
Выразительное
чтение отрывка
Комментированное
чтение (с.172 с.182)
- Чтение наизусть (Природа в стихах)
Выставка
книг.
Работа
с иллюстрациями.
- Серьезное испытание.
Кто
лучше знает содержание?
Игра
по командам «Тайга» и «Беркут».
Раздаточный
материал для каждой команды.
- Диафильм своими руками.
- Итог урока.
В
предисловии к рассказу писатель отметил:
« Я
писал о природе и для детей, и для
взрослых. Мне хотелось внушить людям,
что все, что окружает нас и есть часть
нашей жизни, потому что человек – дитя
природы… И как дитя родное, должен
относиться бережно к своей матери-земле,
дающей нам возможность жить и радоваться».
Отметки
за урок.
Домашнее
задание.
Пейзаж-
картина природы.
В
художественном произведении пейзаж
подчеркивает и душенвое состояние, и
характер происходящих событий.
Автобиографическая
проза.
Это
такие произведения, где автор предстает
главной действующей фигурой. Это его
глазами мы видим окружающий мир.
- Как вы считаете, какое отношение к природе отразилось в рассказе «Васюткино озеро»?
- Угадайте народные приметы:
Длинные
сосульки-
Ранний
прилет журавлей-
- Можем ли мы считать, что автор был знатоком тайги, природы и рыбной ловли?
Докажите
это.
- Угадайте народные приметы:
Гуси
высоко летят-
Рано
затает-
1. Почему стала плохо ловиться рыба? | 1. Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке. |
2. На какой реке происходили события? | 2. На реке Енисей |
3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тонну в хорошие времена? | 3. По нескольку центнеров |
4. Чем снабжал Васютка рыбаков? | 4. Кедровыми орехами |
5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? | 5. «Таков старинный порядок…» |
6. Что такое затесь? | 6. Зарубка на дереве |
7.Какую птицу первой увидел Васютка? | 7. Кедровку |
8. Стрелял ли Васютка в кедровку? | 8. Нет |
9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? | 9. Он подражал собаке |
10. Сколько, по-мнению Васютки, весил пойманный глухарь? | 10. 5-6 килограммов |
11. Когда Васютка понял, что он заблудился? | 11. Когда увидел муху в сетях паука |
12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря? |
12. О том, что
не взял соли.
|
13. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух? | 13. 10 штук |
14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к реке? | 14. На его пути стала попадаться трава. |
15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера? | 15. За народными приметами |
16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? | 16. В озерах благородная рыба не водилась. |
17. Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? | 17. Учительницу |
18. Как Васютка выбрался к реке? | 18. Он догадался, что озеро проточное. |
19. Что ел Васютка, находясь в теплом кубрике? | 19. Хлеб с вяленой осетриной |
20. В чем упрекнул отец Васютку по пути к озеру? | 20. В хвастовстве |
Комментариев нет:
Отправить комментарий