среда, 11 апреля 2012 г.

Урок-исследование «Песнь о вещем Олеге»


Малолавровский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»

Урок-исследование
По изучению стихотворения-баллады
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
7 класс

Учитель: Миллер Ольга Валерьевна

2012г.


Цель: научить учащихся глубже анализировать поэтический текст, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, разгадывать зашифрованную информацию, оставшуюся вне поля зрения при поверхностном чтении.
ТСО: учебник литературы, иллюстрации к стихотворению, выставка книг А.С. Пушкина, выставка критической литературы, рисунки учащихся, запись на доске, словарь урока.
Эпиграф: Пушкин первый создал у нас литературу. Впервые встала из прошлого, точно взволнованная властью рукою чародея, стародавняя русская быль. На благоговейное удивление русского народа показался летописец земли Русской…
(Е. Поселянин)
План урока
  1. Вступительное слово учителя.
а) цель урока.
б) о работе по творческим группам:
литературоведы
языковеды
историки
искусствоведы.
в) биографическая справка о времени и месте создания стихотворения.
2. Работа по творческим группам
а) чтение стихотворения по ролям (наизусть)
б) анализ и исследование стихотворения
в) комментарии
г) справки из критической литературы
д) ответы на вопросы учителя
е) личные впечатления.
3. Итог урока. Выводы.
4. Домашнее задание. Оценки за урок.
Ход урока.
  1. Вступительное слово учителя.
Наш урок – это урок-исследование по стихотворению-балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Наша задача не только познакомиться со стихотворением и научиться выразительно читать его. Главное, увидеть, отыскать, понять в стихотворении то, что при поверхностном чтении можно не заметить, не разглядеть. Понять замысел поэта, его мысли, его чувства. Увидеть время, историческую эпоху, которая изображена в стихотворении. Для исследования стихотворения мы образовали творческие группы: литературоведов, историков, языковедов и искусствоведов. До урока они получили соответствующие задания и проводили работу с критической литературой. Далее следует краткая биографическая справка и история создания стихотворения.
  1. Запись в тетрадь темы урока.
  2. Работа по творческим группам:
а). чтецы выразительно по ролям читают стихотворение.
Б). комментарии. (записи в тетрадь)
Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом…
в). Анализ по вопросам:
- что легло в основу баллады «Песнь о вещем Олеге?»
Историки. Языковеды.
Вещий – предвидящий будущее, пророческий.
«Песнь о вещем Олеге» - баллада, имеющая в основе своей легенду о смерти киевского князя Олега. Событие отстоит от нас на тысячу лет. Однако, поэт излагает действие, как будто оно происходит на наших глазах.
- как поэт приблизил к нам то, что было тысячу лет назад?
Историки. (о действительных фактах).
Литературоведы. (Образ Олега, образ кудесника).
Искусствоведы. (анализируют репродукции).
Языковеды. (словарь стихотворения).
  1. Что предсказал кудесник?
Верит ли предсказанию Олег?
Противопоставлен ли князь и кудесник?
На чьей стороне автор?
Работают все группы.
Тема предсказания, гадания, ворожбы в литературе.
В.А. Жуковский «Светлана» (наизусть)

  1. Почему Олег трагично воспринял предсказание?
Как относились к коню в Древней Руси?
Чтец читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Конь»
  1. Сбылось ли предсказание кудесника?
Верит ли в предсказание А. С. Пушкин?
Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина
  1. Вопросы учителя литературоведам.
Считается, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы с этим суждением?
Языковедам.
Объясните слово «вещий». К кому в большей степени оно относится (к князю или кудеснику)?
Историкам.
Вы прочитали летопись и пушкинский текст. Какой из этих текстов лучше пересказать, какой инсценировать?
Искусствоведам.
Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили?
  1. Выставка критической литературы (комментарий литературоведов).
  2. Выставка рисунков (комментарии искусствоведов).

  1. Итог урока. Выводы.
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» не оставило вас равнодушными, потому что это стихотворение поистине народное. Во-первых, сюжет – русский, в основе его историческое предание, связанное с историей страны. Лексика, стилистика, особенности ритмики, лирическое звучание придают балладе черты народности. Потому это стихотворение было, будет известно и любимо многими поколениями.
4. Домашнее задание (по выбору)
- стихотворение наизусть
- отзыв
5. Оценки за урок.

1 комментарий:

  1. А не подскажете где можно найти илюстрацию черепа коня Олега со змеёй???Помню что в какой то литературе видел , но в нете найти не могу(((Только илюстрации Васнецова.

    ОтветитьУдалить