среда, 11 апреля 2012 г.

"Развивайте дар слова" программа.


Малолавровский филиал МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района Тамбовской области

Утверждена  
на заседании методического совета
протокол №2 от 25.09.11
Директор _____________________

«Развивайте дар слова»

Для учащихся 8-9 классов.
Срок реализации 1 год.

Составитель: Миллер Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы.


М. Лавровка 2011г.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение: Малолавровский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ», Мордовского района, Тамбовской области.

2.Полное наименование программы: «Развивайте дар слова».

3.Сведения об авторе:
ФИО: Миллер Ольга Валерьевнавна.
Место работы: МБОУ «Новопокровская СОШ»
Должность: учитель русского языка и литературы.
Стаж работы: 6 лет.
4.Сведения о программе:
4.1.Область применения: дополнительное образование, формирование коммуникативных компетенций;

4.2.Продолжительность обучения: 1 год.

4.3.Нормативная база: Закон об образовании РФ, Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МБОУ «Новопокровская СОШ».

4.4.Страниц текста: 12

4.5.Приложение:

4.6.Вид: формирующая коммуникативные компетенции.

4.7.Экспериментальная.

5.Рецензенты и авторы отзывов.

п/п
ФИО
Должность, звание.
Место работы
1. Никитина Н.В. Заведующая Малолавровский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»
2. Вяльцева О.В. Методист ООА ООА



-1-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, вряд ли требует развёрнутых доказательств мысль о том, что в школе должна быть программа дополнительного образования, которая давала бы знания общекультурного плана об устной и письменной речи, формировала коммуникативные компетенции в изложении своих мыслей в соответствии с выбранным жанром. Данная программа «Развивайте дар слова» своим содержанием и логикой построения дополняет школьный курс лингвистики языка. Эта программа, на мой взгляд, вбирает в себя тот «довесок» к языковому курсу, который обозначен в программах по русскому языку как «Развитие связной речи» и на который отводится 5-7 часть всего учебного времени, выделенного на предмет «Русский язык».
Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов, которые проявляют интерес к изучению русского языка, а также для тех, кто хочет усовершенствовать свои знания по этому предмету. Она полезна и для той группы школьников, которые стремятся расширить свой кругозор, повысить культурный уровень. Необходима она также и тем, у кого имеются проблемы в изучении русского языка, возможно, именно традиционное преподавание не позволяет раскрыться заложенным в этих учащихся способностям. Поэтому данная программа станет ключевым звеном в изменении отношения конкретного обучающегося к предмету «Русский язык» на основе создания ситуации успеха, применения личностно-ориентированного подхода, раскрытия творческого потенциала личности.
Актуальность программы заключается в том, что наблюдается у учащихся снижение речевой компетентности и грамотности. Она отвечает широким образовательно-воспитательным возможностям школы.
Существенное доказательство в пользу введения данной программы дополнительного образования – социальный заказ, требования современного общества.
Практические умения и навыки, полученные школьниками на занятиях, пригодятся им во время прохождения итоговой аттестации по русскому языку в новой форме. Новизна программы заключается в целенаправленном использовании необычных форм, методов и приёмах на всех этапах занятий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование у школьников коммуникативных компетенций, развитие познавательной мотивации к литературному творчеству.
Данная программа решает следующие задачи:
Образовательные:
1.Обучение владению коммуникативными умениями и навыками в изложении своих мыслей в соответствии с выбранным жанром.
2.Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

-2-
3.Расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации.

Развивающие:
1.Развитие потребности правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с выбраны жанром.
2.Развитие познавательной мотивации учащихся к литературному творчеству.
3.Развитие готовности к «творческой преобразующей деятельности».
4.Развитие устойчивой ориентации на гуманитарное образование.
5.Побуждение детей к участию в конкурсах различного типа.
6.Развитие способностей к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные:
1.Воспитание саморазвивающейся и самореализующейся, активной творческой личности.
2.Воспитание у обучающихся умения самостоятельно добывать знания.
3.Воспитание познавательного интереса к гуманитарному образованию.
4.Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникшие трудности.
5.Воспитание умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда.

Данная программа рассчитана на школьников 8-9 классов.
Продолжительность обучения 1 год. Режим занятий 2 часа в неделю.

По окончанию программы обучающиеся должны:
Знать:
Особенности жанров речи. Публицистический стиль, художественно-эстетические особенности, средства выразительности, важнейшие жанры публицистического стиля.
Уметь:
Создавать тексты в соответствии с выбранным жанром и стилем.
Наблюдать, слышать, фиксировать живую речь, устанавливать и поддерживать контакт с собеседником. Аргументировать свою точку зрения. Собирать материал, обрабатывать полученные данные. Применять полученные знания и навыки в собственной речевой практике.

ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ:
1.Повышение общей речевой культуры обучающихся.
2.Рост творческой активности обучающихся. Увеличение количества обучающихся, которые могут и желают проявлять творчество в конкурсах

-3-
различного типа.
3.Повышение познавательной мотивации обучающихся, авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты учебного труда.
4.Расширение кругозора обучающихся через использование дополнительных источников информации.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

- помещение для занятия (классная комната);
- планы занятий;
- методическая литература;
- наглядные пособия по темам;
- видео-аудиотехника;
- Интернет-ресурсы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
Тема занятия
Всего часов
Теория
Практика


Введение. Значение курса, его цели и задачи, содержание. 1 1

Раздел 1.
Техника написания сочинений.








Тема 1.1.
Тема сочинения. Типы тем.


3 1 2
Тема 1.2. Вступление. Алгоритмы вступления. 3 1 2
Тема 1.3. Основная часть. Алгоритмы основной части. 3 1 2
Тема 1.4. Заключение. Алгоритмы заключения. 3 1 2
Тема 1.5. Раскрытие тем разных типов. Творческая индивидуальность пишущего. 4 2 2
Тема 1.6. Сочинения на основе жизненных впечатлений. 3 1 2
Тема 1.7. Доклад. 3 1 2
Тема 1.8. Устный рассказ. 3 1 2
Тема 1.9. Итоговые занятия. 1 1

Итого

28 12 16
Раздел 2.
Основы журналистики.








Тема 2.1. Публицистический стиль: художественно-эстетические особенности, средства выразительности, важнейшие жанры. О чем и как писать в газете. 4 2 2
Тема 2.2. Информация. 4 2 2
Тема 2.3. Критическая заметка. 4 2 2
Тема 2.4. Репортаж. 4 2 2
Тема 2.5. Интервью. 4 2 2
Тема 2.6. Корреспонденция. 4 2 2
Тема 2.7. Статья. 4 2 2
Тема 2.8. Аннотация. Отзыв. Рецензия. 3 1 2
Тема 2.9. Зарисовка. Очерк. 4 2 2
Тема 2.10. Фельетон. 3 2 1
Тема 2.11. Что полезно знать юнкору. 4 2 2
Тема 2.12. Итоговое занятие. 2 1 1




44 22 22
Итого

72 34 38

Содержание программы


Вводное занятие.
Введение. Значение курса, его цели и задачи, содержание. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Техника написания сочинений.
Тема 1.1. Тема сочинения. Типы тем.
Теория. Как раскрыть тему. Определение круга вопросов, на которые следует ответить при раскрытии темы. Специфика, логика анализа, способы раскрытия типа темы сочинения.
Практика. Определение темы прочитанного сочинения, логический разбор темы, определение границ тем на примерах сочинений учащихся, нахождение ключевых слов в теме. Семинарское занятие.
Тема 1.2. Теория. Вступление. Алгоритмы вступления. Как написать хорошее вступление. Чем опасны «готовые» вступления, которые могут подойти к любому сочинению. Алгоритмы хорошего вступления. Вступление в виде пола.
Практика. Рецензирование вступлений к «чужим» сочинениям, правка рецензируемого вступления, ознакомление с рецензией на «своё» вступление, правка вступления с учетом высказанных рекомендаций. Самостоятельное написание вступлений по предложенным темам. Тренинг.
Тема 1.3. Теория. Основная часть. Алгоритмы основной части. Членение на абзацы. Требования к переходам от абзаца к абзацу: логичность, стройность. Анализ удачных и неудачных переходов. Создание и правка переходов от одного пункта к другому.
Практика. Составление алгоритма основной части сочинения.
Тема 1.4. Теория. Заключение. Алгоритмы заключения. Типы заключений: подведение итогов; выход за пределы темы; связь с современностью; выражение своего отношения к герою, проблеме. Чтение сочинений и рецензирование заключений.
Практика. Создание образцов заключений на указанную тему.
Тема 1.5. Теория. Раскрытие тем разных типов. Творческая индивидуальность пишущего. Написание сочинений творческого характера и сочинений-рецензий. Их анализ, правка.
Тема, посвященные образам героев. Темы по анализу композиции произведения. Темы по анализу разных родов и жанров художественной литературы. Виды, жанры сочинений на литературную тему.
Практика. Составление планов к сочинениям разных типов. Практические работы по нахождению элементов, усложняющих композицию. Анализ написанных сочинений разных жанров. Конкурс на лучшее сочинение.
Тема 1.6. Теория. Сочинения на основе жизненных впечатлений. Его анализ. Творческая работа (сочинение) имеет целью формирование навыка сознательно выбирать тему сочинения, формулировать и раскрывать в сочинении в той или иной форме основную мысль, готовить интересные, содержательные работы для стенной газеты или для специального бюллетеня.
Практика. Творческие работы. Написание и анализ сочинений на основе жизненных впечатлений.
Тема 1.7. Теория. Доклад. Учащиеся знакомятся с особенностями как одного из видов устного высказывания, готовятся к самостоятельному устному выступлению (докладу) по предложенной теме ( на основе данного им материала)
Практика. Самостоятельное устное выступление (доклад). Анализ докладов. Круглый стол.
Тема 1.8. Теория. Устный рассказ. Во время подготовки к КВНу учащиеся повторяют сведения о различных жанрах, черты которых могут быть приданы устному рассказу, узнают о мастерах устного рассказа (например, об И. Андронникове). Форма КВН стимулирует познавательную активность учащихся, их способность к взаимообучению на основе применения групповых форм работы.
Практика. КВН.
Тема 1.9. Итоговые занятия. Защита творческих работ.
Раздел 2. Основы журналистики.
Тема 2.1. Теория. Публицистический стиль: художественно-эстетические особенности, средства выразительности, важнейшие жанры. О чем и как писать в газете. Публицистический стиль. Языковые функции стиля, его зарождение. Лексика, фразеология синтаксис публицистического стиля.
Практика. Написание и анализ статьи в газету.
Тема 2.2. Теория. Информация. Информация - оперативный жанр, имеющий общественное значение. Особенности жанры информации:
  1. агитация фактами;
  2. отражение типичных явлений жизни;
  3. ясность и четкость поставленной темы.
Практика. Защита ученических работ.
Тема 2.3. Теория. Критическая заметка. Особенности жанра:
  1. выявление недостатков;
  2. выделение существенных фактов;
  3. логичность речи.
Практика. Анализ написанных критических заметок.
Тема 2.4. Теория. Репортаж. Рассказ очевидца события. Воссоздание картины происходящего. Наглядность. Что такое сенсация?
Практика. Анализ написанных репортажей. Деловая игра.
Тема 2.5. Теория. Интервью. Виды интервью. Что такое интервью-беседа? Заданная тема. Формы интервью. Профессиональная подготовленность.
Практика. Анализ написанных интервью. Ролевая игра.
Тема 2.6. Теория. Корреспонденция. Отличие корреспонденции от информации и репортажа. Факт как объект анализа в корреспонденции. Умение выявлять типичное явление:
  1. аналитическая;
  2. критическая;
  3. проблемная;
  4. информационная.
Практика. Защита ученических работ. Круглый стол.
Тема 2.7. Теория. Статья. Что такое стать? Характеристика статей как жанра:
  1. масштабность темы;
  2. глубина анализа;
  3. широта обобщения.
Виды статей:
  1. передовые;
  2. пропагандистские;
  3. проблемные;
  4. политические;
  5. научно-популярные.
Практика. Анализ написанных учащимися работ.
Тема 2.8. Теория. Аннотация. Отзыв. Рецензия. Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации. Особенности жанра рецензии.
Практика. Анализ написанных учащимися работ.
Тема 2.9. Теория. Зарисовка. Очерк. Художественно-публицистическая форма изложения. Документальность изображения реальных событий и реальных людей. Виды очерков:
  1. публицистический;
  2. художественный;
  3. путевые заметки.
Практика. Анализ написанных учащимися зарисовок. Интегрированное занятие с учителем ИЗО.
Тема 2.10. Теория. Фельетон. Фельетон – жанр художественно-публицистический, как правило, документальный, критический. Использование изобразительно-выразительных сатирических средств. Композиция фельетона:
  1. приём повествовательный;
  2. приём сопоставления.
Практика. Диспут.
Тема 2.11. Теория. Что полезно знать юнкору. Права и обязанности журналиста. Мастера пера. Культура оформления рукописи. Что такое плагиат? Где учатся газетному делу?
Практика. Встреча с журналистами. «Круглый стол».
Тема 2.12. Итоговое занятие. Заседание круглого стола «Развивайте дар слова». Выставка лучших работ.


Методическое обеспечение программы.


№ п\п Название раздела Формы занятий Методы и приемы Дидактический материал Формы подведения итога
1
Техника написания сочинений.


Лекция. Семинар. Создание ситуации по теме. Тренировочные упражнения Круглый с тол с обсуждением выполненных заданий
2
Тема сочинения. Типы тем.


Лекция. Семинар. Доклад ученика. Тренировочные упражнения Экспресс-опрос.
3 Вступление. Алгоритмы вступления. Тренинг. Тренинг. Видеоматериал. Экспресс-опрос.
4 Основная часть. Алгоритмы основной части. Практикум. Практические упражнения. Раздаточный материал, карточки. Круглый с тол с обсуждением выполненных заданий
5 Заключение. Алгоритмы заключения. Деловая игра. Групповой метод. Раздаточный материал, карточки. Самооценка. Взаимооценка.
6 Раскрытие тем разных типов. Творческая индивидуальность пишущего. Практикум. Конкурс на лучшее сочинение. Практические упражнения. Конкурс. Создание ситуации по теме. Памятки. Методические рекомендации. Обсуждение выполненных заданий.
7 Сочинения на основе жизненных впечатлений. Практикум. Практические упражнения. Памятки. Обсуждение выполненных заданий.
8 Доклад. Круглый стол. Создание ситуации по теме. Самостоятельная работа Методические рекомендации. Обсуждение выполненных заданий.
9 Устный рассказ. КВН Групповой метод обучения. Тексты, задания, плакаты, видеоматериал. Обсуждение.
10 Публицистический стиль: художественно-эстетические особенности, средства выразительности, важнейшие жанры. О чем и как писать в газете. Лекции с элементами беседы. Создание ситуации по теме. Таблицы. Газеты. Памятки. Анализ статьи в газету.
11 Информация. Практикум. Практические упражнения. Тренировочные упражнения, наглядный материал. Зашита ученических работ.
12 Критическая заметка. Практикум. Практические упражнения. Памятки, тренировочные упражнения. Обсуждение выполненных работ.
13 Репортаж. Деловая игра. Создание ситуаций по теме. Музыка, наглядная агитация. Творческие задания. Круглый стол с обсуждением выполненных работ.
14 Интервью. Ролевая игра. Групповой, индивидуальный, парный метод обучения. Задания на смекалку. Экспресс-опрос.
15 Корреспонденция. Круглый стол. Фронтальный опрос, взаимоопрос. Творческие задания. Зашита ученических работ.
16 Статья. Пресс-конференция. Взаимоопрос. Побуждение к поиску альтернативных решений. Карточки, видеоматериал, плакаты. Анализ написанных статей.
17 Аннотация. Отзыв. Рецензия. Мини-конференция.
Взаимоопрос.
Побуждение к поиску альтернативных решений.
Карточки, видеоматериал, плакаты. Анализ ученических работ.
18 Зарисовка. Очерк. Интегрированное занятие с учителем ИЗО. Выполнение творческих заданий. Наглядный материал. Анализ написанных учащимися зарисовок.
19 Фельетон. Диспут. Создание ситуаций по теме. Наглядный материал. Экспресс-опрос.
20 Что полезно знать юнкору. Встреча с журналистами. Круглый стол. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Памятки. Выставка лучших работ.

Список литературы


для педагога
  1. Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. М., 1997.
  2. Скворцов Л.И.Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 1995
  3. Ладыженская Т.А., Равенский Ю.И., Ивченков П.Ф. и др. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров ( VII-VIII классы)»: Пособие для учителя. М., 1986.
  4. Равенский Ю.И. Ивченков П.Ф., Никольская С.А. и др. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII классы)». Пособие для учащихся. М., 1982.
  5. Обучение написанию сочинений разных жанров: Метод. Рекомендации. М., 2001.
для учащихся
  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995.
  2. Монахова М., Чернышёв В. Тебе, юной корреспондент. М., 1965.
  3. Мещерякова М.И. Сочинение: секреты успеха. М., 1998.
  4. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., 1986.
  5. Грекова Е. Алгоритм сочинения. М., 1995.
  6. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах М., 1997.
  7. Богданов Н., Вяземский Б. Справочник журналиста. Л., 1961.







Малолавровский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»



Утверждена приказом № Рассмотрена и рекомендована
МБОУ «Новопокровская СОШ» к утверждению педагогическим
От ____________ 2011г. советом
Директор школы:____________ Протокол № 1 от
Н.И.Климачева








Рабочая программа по__________
для _______класса
(базовый уровень)

на 2011-2012учебный год







Учитель: _________















СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО
Директор школы
Заместитель директора школы по УВР
на заседании м/о
___________________________
___________________________
протокол №____от_______20_г.
«_____»______________20_ г.
«_____»______________20_ г.
Председатель М\О


___________________________





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___ - 20___ учебный год
по _________________________________________________
Класс (классы):___________________________________________
Учитель:__________________________________________
Количество часов:
всего:____час.; в неделю:____час.; резерв времени_______час.

Плановых контрольных работ____зачетов____, лабораторных работ_____
проектных работ_________
Вид программы: типовая; скорректированная; авторская
(нужное подчеркнуть)
Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый
(нужное подчеркнуть)

Планирование составлено на основе:_________________________________
_____________________________________________________________________
(название документа, автор)

Учебные пособия и методические материалы:
(автор, название, издательство, год издания)
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________


Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,
5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
5-6 классы
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
7-8 классы
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


5 класс
(3часа в неделю, всего 102 часа)

Учебно-тематический план курса

Дата по плану Фактич. дата Раздел, кол-во часов, тема урока Кол-во часов
Тип, форма
урока
Формы
контроля
Д/з
1



Введение.
Роль книги в жизни человека и общества.
1 Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой




2



УНТ. (8 часов)
Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
1 Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, обсуждение Контрольные вопросы

3-4



Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. 2 Слово учителя, беседа, работа по учебнику



5




Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». 1 Беседа, работа по тексту



6




«Иван-крестьян-ский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера. 1 Беседа, чтение, пересказ С/Р (Еремина, 63)

7-8




Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле. 2 Урок внеклассного чтения, рассказ, беседа, пересказ



9




Итоговый урок по фольклору 1 Урок-игра
тест

10




ДРЛ (1 час)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1 Слово учителя, чтение, беседа
тест

11-12




РЛ XVIII века ( 2 ч)
М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».
2 Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения
тест

13-14



РЛ XIX века ( 46 ч)
Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.
2 Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику









Наизусть басни (по выбору),
викторина (Еремина, 95)
тест


15



«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. 1 Урок чтения и изучения, беседа, анализ

16



«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. 1 Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен

17



В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна». 1 Чтение, пересказ, анализ Отрывок из сказки наизусть

18-19




Баллада В.А .Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев. 2 Выразительное чтение, анализ
тест

20-21



Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». 2 Рассказ учителя, беседа Стихотворение «Няне» наизусть

22




Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок 1 Слово учителя, чтение, беседа Пролог наизусть

23-24



«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. 2 Чтение и обсуждение



25-26




Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна» 2 Урок сравнительный анализ
тест

27




«Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». 1 Урок-игра



28-29




Русская литературная сказка
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».
2 Урок внеклассного чтения, комбинир.
тест

30-31




М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». 2 Слово учителя, беседа, чтение «Бородино» наизусть

32




«Бородино»: художественный анализ текста. 1 Урок-анализ
тест

33-34




Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». 2 Чтение и обсуждение



35-36




Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место» 2 Чтение и обсуждение, викторина
тест

37-38




Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге». 2 Рассказ учителя, обучение чтению



39




Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». 1 Чтение и изучение
Отрывок из поэмы наизусть,
тест


40-41




Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». 2 Урок внеклассного чтения Отрывок «Однажды в студеную, зимнюю пору…» наизусть

42-43




И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями. 2 Рассказ учителя, обучение чтению



44




История отношений Герасима и Татьяны. 1 Урок-беседа



45-46




Герасим и Муму. 2 Беседа
тест

47




Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя пр-тив барства и рабства. 1 Урок Р/Р, подготовка к написанию сочинения сочинение

48-49




Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. 2 Рассказ учителя, обучение чтению



50-51




Жилин и Костылин – два характера, две судьбы 2 Урок - анализ
тест

52




Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого. 1 Урок Р/Р, анализ худ. текста



53




Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». 1 Рассказ учителя, практикум



54-55




Юмористические рассказы А.П.Чехова. 2 Урок внеклассного чтения, комбинир.
тест

56




Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века. 1
Урок-анализ
(концерт, защита творческих работ)
Творческий отчет (форма любая),
1 стих-е наизусть,
тест


57




Итоговый урок по литературе XIX века. 1 Урок-зачет



58-59



РЛ XX века ( 27ч)
И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе
2 Чтение и обсуждение
тест

60-61




В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». 2 Рассказ учителя, обучение чтению



62




Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. 1 Беседа, практикум
тест

63-64




Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению. 2 Урок Р/Р сочинение

65




С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». 1 Рассказ учителя, обучение чтению 1 стих-е наизусть

66-67




П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе. 2 Рассказ учителя, обучение чтению, беседа
тест

68-69




К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». 2 Рассказ учителя, обучение чтению, беседа
тест

70




С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. 1 Рассказ учителя, обучение чтению, беседа



71




Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке. 1 Урок Р/Р
тест

72-73




А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. 2 Рассказ учителя, обучение чтению, беседа
тест

74




В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. 1 Рассказ учителя, обучение чтению, беседа



75-76




Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. 2 Урок-анализ
тест

77-78




Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева) 2 Урок Р/Р сочинение

80-81




«Ради жизни на Земле…»
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
2 Рассказ учителя, беседа
1 стихе наизусть,
тест


82




Произведения о Родине и родной природе
Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.
1 Урок-концерт, исследование
Творческий отчет,
1 стихе наизусть,
тест


83-84




Писатели улыбаются
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».
2 Рассказ учителя, беседа



85




Итоговый урок по русской литературе 1 К/Р (тест) К/Р (тест)

86




Зарубежная литература (17ч)
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.
1 Рассказ учителя, беседа



87-88




Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


2 Урок внеклассного чтения



89-90




Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. 2 Рассказ учителя, беседа



91




«В поисках Кая». 1 Урок-путешествие



92-93




Наши любимые сказки Андерсена. 2 Урок-игра



94




Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте. 1 Чтение и обсуждение



95-96




М.Твен. «Приключения Тома Сой-ера». Образ главного героя. 2 Урок внеклассного чтения, игра



97-98




Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя. 2 Чтение и обсуждение
тест

99




Итоговый урок. 1 Урок-праздник



100






1

РЕЗЕРВ


101






1

102






1


















6 класс
(3 часа в неделю, всего 102часа)

Учебно-тематический план курса

Дата по плану Фактич. дата Содержание учебного материала. Кол-во часов
Тип, форма
урока
Формы
контроля
Д/з

1



Введение. (1 час)
Художественное произведение. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


Лекция, беседа, работа с книгой. Проверка читательских дневников



2



УНТ. (2 часа)
Обрядовый фольклор.


Рассказ учите-ля с элемен-тами беседы, сопоставле-ние литер. и фольклорных произведений, словарная ра-бота, вырази-тельное чте-ние





3-4



Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки. Афористичность загадок.

Рассказ учителя, беседа, работа со словарем





5-6




Из ДРЛ ( 1 час)
Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»


Рассказ учителя, беседа, устное рисование, чтение
К/Р по теме «ДРЛ»
Тест



7




Из РЛ XVlll века (1 час)
Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха»: осуждение безделья, лени, хвастовства.


Рассказ учителя, беседа, чтение.





8




Из РЛ XlX века
И.А.Крылов. «Листы и корни»: роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик»: критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.


Рассказ учителя, работа по учебнику, комментированное чтение







Чтение наизусть басни (на выбор)




9




«Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Выразительное чтение, беседа, анализ



10




А.С.Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».

Рассказ учителя с эелементами беседы, выразительное чтение



















11-12




«Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
«Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающего грусть.


Беседа, выразительное чтение, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний.



13




«Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Рассказ учителя, с/р, анализ стихотворения Чтение наизусть стихотворений (на выбор)



14-15




А.С.Пушкин. «Дубровский». Ссора Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского.

Слово учителя, чтение, беседа





16-17




Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

Аналитическое чтение, беседа, устное рисование





18




Романтическая история любви Владимира Дубровско-го и Маши Троекуровой.

Беседа





19-20




Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений





20-21




«Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка».

Слово учителя, беседа





22




Контрольная работа (или тестирование) по творчеству А.С.Пушкина.

Урок проверки ЗУН К/р (или тест)



23



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»: тема, идея, композиция стихотворения.

Слово учителя, чтение, обсуждение



Объяснение теоретических понятий






Чтение наизусть стихотворения (на выбор)
Тест




24-25




Мотив одиночества в стихотворениях Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес».





26-27




М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.





28-29




Н.В.Гоголь (1809-1852). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».

Слово учителя, чтение, обсуждение, пересказ, анализ Тест



30-31




И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.







Рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ






32




Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Тест



33




Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева: «Листья», «Неохотно и несмело…».
«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна.


Рассказ учите-ля, выразит. чтение, бесе-да Наизусть стихотворение (на выбор)



34-35




А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Еще майская ночь…». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…».

Рассказ учите-ля, выразит. чтение, бесе-да Наизусть стихотворение (на выбор)



36




Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-сози-дателя.

Слово учителя, чтение







Наизусть фрагменты (на выбор)




37




Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ, беседа, объяснение теоретичес-ких вопросов



38-39




Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ, беседа





40-41




Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа.




Рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических понятий, беседа





42




Судьба Левши.




Беседа, аналитическое чтение, устное рисование





43




Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображе-ние лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Желез-ная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Лев-ша».

Слово учителя, чтение, беседа сочинение



44-45




А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

Слово учителя, чтение, анализ





46-47




Родная при-рода в стихотворениях русских поэтов. (2 часа)
Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.А. Баратынский «Весна, весна!...», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся под омутом лозы…».


Урок-концерт; выраз.чтение, беседа, сопоставле-ние стих-й, устное рисование Наизусть стихотворение (на выбор)



48




Обобщающий урок по теме «Литература XlX века»

Проблемные задания различного уровня сложности.





49




Из русской литературы XX века.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.


Слово учителя, чтение, анализ





50-51




А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Рассказ учителя, пересказ эпизодов, устное рисование





52-53




М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Мит-раши и Насти.

Рассказ учителя, комментированное чтение, устное рисование, беседа





54




Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Теория литературы. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».









Чтение, беседа, анализ






55-56




Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».







57




Произведения о Вов.
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.И.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.


Литературно-музыкальная постановка Наизусть стихотворение (на выбор)



58-59




В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время.

Слово учителя, чтение, беседа





60




Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.







Комментированное чтение






61




Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рас-сказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

сочинение



62-63




В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Слово учителя, чтение, комментирование





64




Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Беседа-раз-мышление по прочитанному





65-66



Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Слово учителя, чтение,анализ





67-68



Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Слово учителя, чтение, беседа





69-70-71



Родная природа в русской поэзии XX века.
А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине С.Есенина. А.А.Ахматова «Перед вес-ной бывают дни та-кие…».


Слово учителя, сообщения учеников, защита творческих работ





72-73



Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Слово учителя, чтение, беседа





74-75



Из литературы народов России. (Обзор)
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».


Слово учителя, чтение, беседа





76-77



По страницам литературы XX века.









78-79



Из зарубежной литературы. (10 часов)
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор Авгия».


Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи





80



Миф «Яблоки Гесперид».

Беседа, записи в тетрадях, работа с иллюстрациям.





81



Геродот. «Легенда об Арионе».




Рассказ учителя, чтение, беседа, комментарий учителя






82-83-84



Гомер. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы.







85



«Олимпийские игры»

Урок-конкурс Тест



86-87-88



М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие.

Урок внекл. чтения; слово учителя, беседа Викторина



89-90-91



М.С.Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.

Урок внекл. чтения, беседа





92-93



Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Слово учителя, чтение, беседа





94-95



П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизо-ванного общества.

Слово учителя, беседа





96-97-98



А.де С. Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.

Урок внекл. чтения





99



Письменная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Ответ на вопрос: «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».





100



Итоговый урок по литературе. Задания для летнего чтения.

Игра.





101-102



Резервные уроки.










































7 класс
(3 часа в неделю, всего 102 часа)


Учебно-тематический план курса

Дата по плану Фактич. дата Раздел, кол-во часов, тема урока Кол-во часов
Тип, форма
урока
Формы
контроля
Д/з
1



Введение. (1час)
Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учеб-ником-хрестомати-ей.
1 Лекция, беседа, работа с книгой. Проверка читательских дневников

2-3



УНТ. (8 часов)
Предания
Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».
2 Лекция, беседа, работа с книгой.



4-5



Былины
Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
2 Лекция, беседа, работа с книгой. Чтение наизусть отрывка из былины

6



«Илья Муромец и Соловей-разбойник».Черты характера Ильи Муромца. 1 Урок внекл. чтения



7



Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала».
1
Урок внекл. чтения



8-9



Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки.
2
Слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языка пословиц



10-11



ДРЛ. (4часа)
«Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.
2
Лекция, беседа, работа с текстами древнерусских произведений



12-13



«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
2
Слово учителя, чтение, беседа



14



Произведения русских писателей XVIII века. (2 часа)
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.
1
Работа с учебником, чтение, беседа Отрывок из «Оды…» наизусть

15



Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Лекция, чтение и анализ стихотворений



16-17



Произведения русских писателей XIX века
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.


Работа с учебником, чтение, беседа По желанию – сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава».

18



А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Сообщения учеников, беседа, анализ Отрывок из поэмы наизусть

19-20



«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Сравнительный анализ, беседа Отрывок наизусть

21



«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Анализ эпизода Отрывок наизусть

22-23



«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человечекого достоинства. Гуманизм повести.

Лекция, беседа, проблемные вопросы и задания



24



Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».




Анализ эпизода
+
(по желанию – сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)

25



Контрольная работа «Ломоносов – Пушкин».

Урок проверки ЗУН, к/р
к/р

26-27



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Лекция, беседа, чтение



28



Нравственный поединок Калашникова с Кирибееви-чем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Беседа, чтение Наизусть отрывок из песни

29



М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

Лекция, беседа, выразительное чтение Наизусть одно из стихотворений

31-32-33



Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

Лекция, беседа, работа с книгой



34



Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

Урок – сравнительный анна-лиз



35



Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Урок-семинар



36-37



Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Урок развития речи Сочинение

38-39



И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Лекция, беседа, работа с книгой



40



Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Лекция, беседа, работа с книгой «Русский язык» (наизусть)

41-42



Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Беседа, чтение, анализ Отрывок наизусть

43



«Размышления у парадного подъезда»

Лекция, беседа, проблемные задания



44



А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность хар-ра главного героя, образ Ивана Грозного

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



45-46



М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Лекция, беседа, проблемные задания



47-48



Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



49



Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



50-51



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



52



Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



53



Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой



54



Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Анализ, беседа, работа с книгой



56-57



«Край ты мой, родимый край…»
Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».


Урок-концерт Наизусть одно стихотворение на выбор

58-59-60



Произведения русских писателей XX века
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.


Анализ, беседа, работа с книгой



61



И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы



62-63



М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Лекция, беседа, работа с книгой



64



«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Анализ, беседа, работа с книгой



65-66



«Легенда о Дан-ко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Анализ, беседа, работа с книгой



67



Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Анализ, беседа, работа с книгой



68-69



В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы Наизусть стихотворение

70



«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение Наизусть стихотворение

71-72



А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение



73



Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ



74-75



А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жиз-ни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ «Снега потемнеют синие…» (наизусть)

76-77



Час мужества.
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.


Слово учителя, выразительное чтение Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

78



. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение



79



Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение



80



«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Урок-анализ



81-82



Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение, беседа



83



Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение, беседа



84



Писатели улыбаются (1 час)
М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.


Слово учителя, ком-ментирован-ное чтение, беседа



85-86



«Тихая моя Родина…» (2 часа)
. Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Певый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».


Урок-концерт Наизусть одно стихотворение на выбор

87-88



Песни на стихи русских поэтов XX века (2часа)
И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».


Чтение, анализ, сообщение



89



Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..


Сообщение, чтение, анализ,



90-91



Зарубежная литература (10 часов)
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.


Сообщение, чтение, анализ,



92-93



Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

Чтение, анализ, беседа



94



Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Чтение, анализ, беседа



95-96



О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая работа Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»

97-98-99



Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Рассказ учителя, беседа



100



Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом.

С/р



101-102



Резерв












8 класс
(3 часа в неделю, всего 102 часа)

Учебно-тематический план курса

Дата по плану Фактич. дата Раздел, кол-во часов, тема урока Кол-во часов
Тип, форма
урока
Формы
контроля
Д/з

1



1.Введение. Русская литература и история.

Вступительный урок
Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником






2-3



2. Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр.

Рассказ учи-теля с элемен-тами беседы. с/р, сообщения





Одна из песен наизусть




4



3. Исторические песни.

Сообщение учащихся, беседа, анализ поэтики исторических песен



5-6



4. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Работа с учебником, беседа





7-8



5.Из древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Алекандра Невского» как княжеское житие.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа над повестью





9



6. «Повесть о Шемякином суде».

Работа с учебником, беседа





10-11



7-8Из литературы 18 века. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина.

Рассказ, аналитическая беседа





12-13



9. Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма.

Урок изучения художественного произве-дения, сооб-щения учащих-ся, аналити-ческая беседа





14-15



10. Из литературы 19 века.И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

Чтение, беседа



Одна из басен наизусть – инсценированное чтение




16



11. «Обоз». Осмеяние пороков: само-надеянности, безответственности и зазнайства.

Инсценирова-ние, анализ, викторина



17-18



12. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма.

Сообщения учащихся, пересказ, беседа





19



13. Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Аналитическая беседа, выразительное чтение Одно стихотворение наизусть



20-21



14. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка».

Работа по учебнику, аналитическая беседа





22-23



15. «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ





24



16. Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа Отрывок из повести наизусть



25



17. Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-си-роты.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа





26



18. Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой.

Чтение, беседа, анализ





27-28



19. Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ.

Урок развития речи, аналитическая беседа





29



20. Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка».

Урок проверки ЗУН, комбинированный.





30-31



21. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

Урок внеклассного чтения. Рассказ, беседа.





32-33



22. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Аналитическая работа




Отрывки наизусть




34



23. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Комментированное чтение, анализ



35



24. Анализ творческих работ по поэме. Тест по «Мцыри».

Урок проверки ЗУН, комбинированный.





36-37



25. Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Лекция, беседа, работа с книгой





38-39



26. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн)

Чтение, беседа





40



27. «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

Чтение по ролям, аналитическая беседа Тест



41



28. «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

Чтение, групп-повая работа Монолог одного из героев наизусть



42



29. «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Чтение, аналитическая беседа





43-44



30. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

Урок внеклассного чтения, комбинированный





45



31. Анализ творческих работ по произведениям Гоголя. Тест.

Урок проверки ЗУН, комбинированный





46-47-48



32. И.С.Тургенев. Любовь в жизни и творчестве писателя. «Ася».

Урок внеклассного чтения, комбинированный.





49-50



33-34. М.Е.Салты-ков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-поли-тическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя, комментированное чтение





51



35. Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение





52-53



36. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Беседа, сообщения учащихся



Отрывок наизусть

тест




54



37. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Аналитическая беседа с чтением эпизодов



55-56



38. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Анализ стихотворений, чтение наизусть Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова



57-58



39. А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Беседа, пересказ





59



40. Итоговый урок по литературе XІX века.

Урок проверки ЗУН, комбинированный





60-61



41. Из литературы 19 века.
И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».


Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа





62-63



42. А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Пересказ, беседа





64-65



43.М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Чел-каш».

Урок внеклассного чтения, комбинированный.





66



44. В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс».

Урок внеклассного чтения, комбинированный.





67



45. А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение Стихотворение наизусть



68-69



46. С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Организация совместной учебной деятельности





70



47. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Защита творческих работ





71



48. И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творче-тву.

Рассказ учителя, чтение, пересказ





72-73



49. «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко.

Аналитическая беседа, работа с книгой





74-75



50. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, беседа, работа с книгой






Отрывок наизусть

тест




76



51. «Тёркин – кто же он такой?»

Урок-размыш-ление над главным героем поэмы.



77-78



52. А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

Сообщение, комментированное чтение





79



53. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Слово учителя, беседа тест



80-81



54. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджа-вы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Урок-концерт. Одно стихотворение наизусть



82-83



55. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

Сообщение, чтение, беседа





84



«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

Организация совместной учебной деятельности





85-86



. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Сообщения, выразительное чтение, анализ




Одно стихотворение наизусть




87-88



Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

Сообщения, выразительное чтение, анализ



89



Итоговый урок по литературе XX века.

Урок проверки ЗУН, комбинированный





90-91



Из зарубежной литературы. У.Шекспир. «Ромео и Джульеттта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы





92



Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Выразительное чтение, анализ





93-94



Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Чтение, анализ





95-96



Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа





97-98



В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

Беседа, работа с книгой





99



Итоговый урок.

Урок проверки ЗУН, тест тест



100-101-102



Резервные уроки.















Комментариев нет:

Отправить комментарий